Автор Тема: Как простить обидчика и отпустить обиду.  (Прочитано 1320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Наталья и Сергей

  • Постоялец
  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 39
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Столкнувшись с темой о прощении в нашем приходе, я поняла, и у меня, и  у многих в душе, если хорошо (или слегка) копнуть найдется заноза. Обида. Порой толкающая к ненависти, презрению, мщению. Предлагаю вашему вниманию подборку статей о том, что это, как от этого избавиться.
Что мешает нам прощать окружающих?
   Предлагаем вашему вниманию рассуждения о том, что мешает нам прощать окружающих. Здесь мы перечислим причины и объясним ложность того или иного хода мышления, не позволяющего нам простить своих обидчиков.
   Жирным шрифтом обозначена причина, которая, как правило, является заблуждением, которым руководствуется человек, не желающий простить ближнего. Курсивом - истинное положение вещей.
1.   Прощение обидчика подчёркивает мою слабость. Мне хочется быть сильнее и выше. Я прав и не обязан поддаваться. Истина заключается в том, что вы находитесь в плену у своей собственной гордости, которая препятствует вашему духовному росту.

   2. Простить – значит лишиться контроля. Мне не хотелось бы потерять контроль, а наоборот, хочется продолжать манипулировать окружающими, пользуясь тем, что они мои – должники. Истина заключается в том, что на самом деле вы ничего и никого не контролируете, а наоборот сами находитесь в плену у своей боли и обиды.

   3. Простить – значит согласиться быть обиженным ещё раз. Истина заключается в том, что независимо от ваших решений и действий, вас всё равно кто-нибудь когда-нибудь опять обидит. Вопрос лишь в том, как правильно реагировать на причинённую боль, чтобы не жить в плену страха и мнения окружающих.

   4. Проблема сама собой исчезнет, если не обращать на неё внимания. На самом деле, проблема никуда не исчезнет, она лишь будет на время погребена, но в один момент всплывёт наружу. И второе будет хуже первого.

   5. Месть: Обидчик должен заплатить за свои действия. Он должен быть наказан. Я имею право произвести над ним суд. Вы – не Бог, чтобы судить других. Игра в Бога до хорошего не доведёт. Отмщение принадлежит Господу.

   6. Неспособность понять любовь и прощение Бога по отношению к себе. Как вы можете дать другим то, чем не обладаете сами? Сначала вам необходимо примириться с Богом, получив прощение своих грехов через жертву Иисуса Христа.

   7. Неспособность простить самого себя. Чтобы прощать окружающих, сначала вы должны простить самого себя. Мы способны любить ближнего только до той степени, до которой любим самого себя.

   8. Это совершенно несправедливо. Похоже, что я должен потакать чьим-то грехам. На самом деле всё, что вам нужно сделать, - это признать, что Иисус Христос заплатил сполна за долг и грех вашего обидчика.

   9. Я жду, когда обидчик подойдёт ко мне первым. Это случается крайне редко.

   10. Обидчик совершенно не раскаивается в содеянном. Нужно принять во внимание возможность, что он в этом не раскается никогда. Прощение в первую очередь нужно вам. Поэтому не следует с этим медлить. Чем быстрее вы его простите, тем лучше будет для вас самих.

   11. Если я решусь простить, то буду лицемером, потому что я не ощущаю в себе любви и прощения по отношению к обидчику. Истина заключается в том, что вы будете лицемером, если откажетесь простить обидчика. Ваша истинная сущность во Христе – это любовь, долготерпение и прощение.

   12. Ожидание удобного момента и благоприятного расположения чувств. Этот удобный момент никогда не наступит. А чувство прощения само собой никогда не придёт, потому что прощение - это осознанное решение, а не чувство.

   13. Предположение, что на прощение потребуется много времени. У меня нет времени на прощение. Наоборот, вы не можете себе позволить не простить обидчика. Ведь из-за этого никто не страдает и не мучается, кроме вас самих.

   14. Боязнь оголить свои нежные чувства. Богу прекрасно известно, как аккуратно и нежно нужно обращаться с вашими болезненными эмоциями. Вы не умрёте и не сойдёте с ума оттого, что обнажите свои чувства ещё раз.

   15. Неспособность забыть обиду: Я готов простить, но не знаю, смогу ли я забыть боль, которую мне причинили. Только Бог может простить и забыть. Вы - не Бог, и Господь не требует, чтобы вы забыли об обиде или обидчике. Простить - не значит забыть. Простить - значит - отказаться мстить. А память о перенесённой боли поможет вам в будущем не причинять аналогичной боли ближнему.


Оффлайн Наталья и Сергей

  • Постоялец
  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 39
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Как простить обидчика и отпустить обиду.
« Ответ #1 : Мая 19, 2015, 03:48:03 am »
Простить обиду…
«Всякая горечь, и ярость, и гнев, и злоречие пусть будут удалены от вас вместе со всякой злобой. Но будьте друг ко другу добрыми, милосердными, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил вам» (Еф.4,31,32).
Более двух тысяч лет назад были написаны эти мудрые слова апостолом Павлом, но они очень актуальны и по сей день. Природа души человека мало изменилась с тех пор. Интеллект развился непомерно, а духовная составляющая души, к сожалению, оставляет желать лучшего... Не будем сейчас рассуждать о причинах этого. Кто интересуется данным вопросом, найдет массу полезной литературы - сейчас она, слава Богу, доступна. Давайте лучше рассмотрим пагубное действие обиды и то, как с ней справиться, как по-настоящему простить своего обидчика.
Человек, который не способен прощать, болен духовно и может стать больным как душевно, так и физически. Удерживая в себе гнев, раздражительность, ненависть, желание отмщения, человек разрушает и душу, и тело. В медицине такая зависимость внешних проявлений болезней от душевных недугов называется психосоматикой. Как правило, у такого человека страдает желудочно-кишечный тракт, часто бывают головные боли, развивается артрит. Если человек годами носит в себе непрощенную обиду, может развиться онкологическое заболевание. Обида, словно коррозия, поражает и внешний вид человека: тускнеет взгляд, бледнеет, а иногда желтеет, кожа, портятся зубы, выпадают волосы. Человек противоестественно быстро стареет. При этом он становится желчным, ядовитым, подозрительным, озлобленным на весь белый свет. В результате он остается совсем один, ведь общаться с ним становится просто невозможно.
Многие сейчас умом понимают, что надо прощать (об этом много говорится и пишется), но не знают, как сделать, чтобы прощение было не только на словах, а было полным, а значит, исцеляющим душу. То есть, чтобы человек не только в уме не держал, но и сердцем не чувствовал больше обиды и не возвращался мысленно в прошлое, переживая неприятное событие вновь и вновь.
Что же необходимо для того, чтобы так простить? Какое качество или черта характера помогут в этом? Святые отцы говорят о великодушии, которое, безусловно, нужно в себе воспитывать, прикладывая для этого немало душевных усилий. Но начать этот благодатный процесс можно уже сегодня, попросив прощения у того, кто вас обидел... Да, да, именно так! Самому попросить прощения у вашего обидчика! Сделать это можно приблизительно такими словами: «Я не знаю, почему ты меня обидел, но, наверное, у тебя была для этого какая-то причина. Возможно, я сам (сама) спровоцировал тебя на этот недостойный поступок. Прости меня, брат (сестра). И я искренне прощаю тебя».
Если вам трудно сразу при личном общении попросить прощения у вашего обидчика, сделайте это мысленно несколько раз, представляя, как вы с ним или с ней мирно разговариваете. Сейчас многие знают, что даже мысль материальна, не говоря уже о словах... После этого обязательно горячо помолитесь Богу за него, просите о помиловании души его. Помните, что в Евангелии написано о том, как Иисус Христос, когда его распинали иудеи, говорил, обращаясь к Отцу Небесному: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (Лк.23,34). Так и ваш обидчик наверняка не знал, что творил злое по отношению к вам. Поэтому просите Господа не наказывать его за вас. Бог милостив, простит его невольный грех и вразумит попросить у вас прощение, приведет к осознанию сотворенного им зла. Вот тогда «обидный узелок» между вами свободно развяжется. А если обидчик не просит у вас прощения, то разве можно дать ему то, что он даже не просит? Это невозможно, как невозможно продать товар, если нет покупателя...
Что же делать до того, как обидчик, по Божией милости, созреет до извинения перед вами, ведь ваша обида сама собой не проходит? Если вы начали искренне молиться за него, то, будьте уверены, Господь подскажет вам причину его неблаговидного поступка по отношению к вам, поможет взглянуть на ваш конфликт более объективно, покажет и ваши промахи в этой ситуации. «Все, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, - и будет вам» (Мк.11,24). Настанет момент, когда горечь обиды после такого благостного труда совсем уйдет из вашего сердца, и вы будете вспоминать своего прошлого недруга с доброй жалостью и грустью. Вы глубоко осознаете, что ваш обидчик был тогда «не в себе». Что это значит, мы, христиане, хорошо знаем: враг рода человеческого подстрекает духовно незрелых людей к недостойным поступкам. Так стоит ли обижаться на врага? Конечно, нет! Его надо побеждать, побеждать любовью, как учил нас Христос и святые отцы во все времена.
Мы все едины во Христе, наши души составляют Его Тело. Это христианская аксиома. Поэтому, когда одна душа молится за другую, то другая душа обязательно слышит эту молитву, хотя человек может и не осознавать это в реальной жизни. Но его отношение к тому, кого он обидел, начнет резко меняться в сторону раскаяния. Происходит это всегда через нашу совесть, ведь совесть, как мы знаем, это Голос Бога в душе человека. А в душе того, кто горячо молится, рождается искреннее братское сострадание к оступившемуся человеку, так происходит возрастание человека в великодушии.
Святые отцы учат нас отделять грех от грешника. Если мы этому научимся, прощать будет легче. А научиться этому просто. Признайтесь самому себе, какое качество характера вам не нравится в вашем обидчике, и определите, каким грехом оно обычно порождается. Затем скажите себе приблизительно следующее: «Да, этот порок в нем развит непомерно, но ведь у него (обидчика) есть и положительные качества, раз у него есть семья, друзья, которые его любят... Да и кто из нас без недостатков? Сам-то я (или сама) всегда ли поступаю правильно и красиво?»
Прощая, мы побеждаем зло в самих себе и сохраняем в своем сердце любовь - этот нежный, прекрасный росточек, подаренный Богом изначально каждой душе. Задача души человека - взрастить этот хрупкий росток до красивого благоухающего цветка. Когда мы не хотим прощать, этот чувствительный, нежный росточек засыхает от зловонного яда обиды, и человек становится неспособным любить. Вот тогда для него наступает настоящий ад...
Я учусь не обижаться - делать выводы, Высшей мудростью спасаться от любой беды...
Уповать на Божью волю в каждом случае, Верить: средство есть от боли - наилучшее: Я прощаю и прошу у всех прощения, И у Бога от обид - избавления... Трудно быть хорошей всем и «врагов» любить,
Но возможно..., если зло в сердце победить...
Надежда ГЕОРГИЦА,
г. Тюмень

Оффлайн Наталья и Сергей

  • Постоялец
  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 39
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Как простить обидчика и отпустить обиду.
« Ответ #2 : Мая 19, 2015, 03:49:16 am »
Иеромонах Дорофей (Баранов): «Простить – значит увидеть в своем обидчике… самого себя»
— Почему Великий пост начинается с Прощеного воскресенья? Что это такое, почему надо просить прощения?
— Традиция просить прощения перед началом Великого поста зародилась в первые века христианства среди монашествующих, которые уходили на это время в безлюдную пустыню поодиночке и не знали, увидятся ли они вновь. Прощались они, как перед смертью, не желая, чтобы в сердце оставались какие-либо обиды, поскольку в вечности любая обида, злоба или неприятие ближнего бесконечно возрастет и станет препятствием для радости общения с Богом. Через богослужение эта традиция вошла и в жизнь обычных православных приходов.
Почему надо просить прощения? Это все равно, что спросить, почему надо любить свою маму или почему надо воспитывать ребенка. Если сказать предельно кратко и понятно, то мы просим прощения друг у друга, чтобы не умереть духовно. Отдаление человека от своего Творца — это и есть духовная смерть. Как мы себе не можем представить, за что бы мы не смогли себя простить (театральные восклицания: «Никогда себе этого не прощу!» — всего лишь слова), так же не стоит сомневаться в том, что Бог простит всех, ищущих прощения. Неразумно идти против Бога, а значит, и против самих законов жизни, если не прощаешь и не просишь прощения. Можно даже сказать, что эти два слова, «прости» и «прощаю», есть два весла, которыми мы гребем против течения смерти. Если не использовать их, то унесет вниз; если грести только одним, например, просить прощения, но самому не прощать, то будешь кружиться на одном месте; и только используя два весла,  будешь двигаться к Богу.
Прощение по смс?
— Сегодня многие просят прощения по смс. Как вы к этому относитесь? Это ведь проще, чем сказать «прости» в глаза или даже по телефону. Насколько средства связи делают прощение формальным? Как научиться просить прощения правильно?
— Конечно, просить прощения и прощать можно в любой форме, и современные средства связи никак этому не препятствуют. Мне, например, несколько лет назад только при помощи смс удалось примириться с человеком, а затем уже состоялось и личное общение. Степень формальности, неискренности прощения зависит не от формы выражения, а от многих-многих частных причин. Вы же не скажете, что признание в любви по телефону как-то отличается от признания в письме или наедине. Все зависит от состояния сердец влюбленных.
Правильное прощение — это когда ты в согрешившем против тебя увидел самого себя или, наоборот, когда сам встаешь на место того, кого ты обидел. Перед Богом мы все одинаковы, и Он прощает нас вне зависимости от нашего образования, социального статуса или положения в Церкви. Прощает, потому что любит всех как одно целое. Лучше всего эта мысль выражена в Древнем Патерике, когда один из отцов, увидев некоего согрешающего брата, сказал с горькими слезами: «Этот сегодня пал, а я — завтра».
— Часто люди говорят друг другу «прости» и делают вид, что мирятся, но это примирение только внешнее, внутри остаются холод и враждебность. Что является индикатором истинного прощения?
— От нас зависит только сказать «прости». Насколько искренним будет прощение от ближнего, знает только один Бог. В Псалтири есть такое выражение: «Приступит человек, и сердце глубоко», то есть сердечная глубина любого из нас неизмерима. Нет такого эхолота, который мог бы с точностью указать нам, что вот, я достиг глубины своего сердца и больше не могу ни прощать, ни просить прощения. Нам неизвестно также и то, что творится в сердце нашего ближнего. Лучше не задумываться над искренностью обоюдного прощения. И поскольку в наших отношениях с людьми слишком много «иксов», порой достаточно просто механически подставлять «прости» вместо неизвестных — и глядишь, что-то да разрешится. И самое главное — от этой простейшей механики недалеко от блаженства по заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Но если мы хотим проверить еще и истинность прощения с нашей стороны, то на этот случай есть простая индикация. Если мы искренне готовы уступить место тому, кого простили только устами, любое место, в зависимости от ситуации, и предпочесть его интересы своим, значит, прощение совершились и в глубине сердечной.
— Почему традиционная форма прощения содержит фразу: «Бог простит»? Иногда складывается ощущение, что это что-то вроде отговорки. Бог, дескать, простит, а вот я ни за что…
— Такое смущение, от кажущейся строгости и какой-то недоброй обрывочности фразы: «Бог простит», происходит из-за разорванной традиции. Увы, мы сейчас бесконечно далеки от тех времен, когда в православной России просить прощения у ближнего и получать прощение от Бога было не только религиозной, но и, если хотите, общественной нормой. Ныне же все осталось на уровне ощущений. На самом деле прощальный диалог должен звучать примерно так: «Прости меня». — «Бог простит, как и я прощаю». Здесь, в этих простых словах, глубокое убеждение православных людей в том, что единственный путь к примирению с Богом — это примирение со своим ближним. «Бог простит» — это еще и указание на то, что Господь нас всех уже простил, так как Бог-Любовь не мыслит зла, но нам-то еще предстоит труднейшая задача по принятию этого прощения. Необходимо свыкнуться с мыслью, что у истинного прощения нет причины. Бог прощает нас не «потому, что», а «просто так», подавая нам прощение как дар. Какому-либо неожиданному ценному подарку мы радуемся, не задавая лишнего вопроса: «За что?» — только может быть легкое смущение: «Ой, ну что вы, зачем?». Так же и в нашем случае, услышав: «Бог простит», можно просто порадоваться этому дару.
Газета «Саратовская панорама» № 8 (936)


Оффлайн Наталья и Сергей

  • Постоялец
  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 39
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Как простить обидчика и отпустить обиду.
« Ответ #3 : Мая 19, 2015, 03:50:20 am »

Что такое ношение обиды с собой отражено очень хорошо в следующей притче:

Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых,
картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- Тоже самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?
Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”
И.Христос

*
“…прощайте, и прощены будете.”
Евангелие от Луки

*
“Грехи не прощающего не прощаются Господом.”
Аврелий Августин

*
“Слабые не умеют прощать. Умение прощать — свойство сильных.”
М.Ганди

*
“Пока люди любят, они прощают.”
Ларошфуко

*
“Самым совершенным человеком я назову того, кто умеет прощать других.”
Плиний

*

“Умей прощать, и мощь твоя умножится.”
Публий

*
“Ошибаться - человечно, прощать - божественно.”
А. Поп

*
“Сильнее всех побед — прощение.”
И. Шиллер

*
“Власть прощения - это власть, которой подвластны все и которая доступна каждому.”
Э. Канетти

*
“Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать.”
Ф. Ницше

*

“Жизнь научила меня много прощать, но еще больше - искать прощения.”
О. Бисмарк

*

“Всё понять - значит простить.”
Анна де Сталь

*
“Простить - не значить забыть.”
Сара Бернар

*

“Если собираетесь кого - либо полюбить, научитесь сначала прощать.”
А. Вампилов

*

“Прощать - значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего.”
Л.Н. Толстой

*

“Прощайте врагов ваших — это лучший способ вывести их из себя.”
Оскар Уайльд

*
“Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать.”
Ванга

Много разных определений, что значит "прощать" и каждый вправе делать свой выбор. если решили прощать, то нужно искренне и забыть все плохое, а не лицемерить.