Автор Тема: Иконостас  (Прочитано 8558 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кошка

  • Administrator
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 2072
  • Karma: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Личный блог Кошка38
Иконостас
« : Ноября 20, 2006, 06:00:03 pm »
Тема перенесена со старого форума religion.flyboard.ru. Открыта - Полина
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от AdminKa »

Оффлайн Кошка

  • Administrator
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 2072
  • Karma: +3/-0
    • Просмотр профиля
    • Личный блог Кошка38
(Нет темы)
« Ответ #1 : Ноября 20, 2006, 11:20:31 pm »
Полина

20-10-2006, 18:15    

Прочитала книгу Тарабукина Н.М. "Философия иконы" (1916).
Небольшой отрывок, касающийся символики иконостаса.
Цитата:
Начиная с XIV столетия самой значительной частью храма делается иконостас. Это создание чисто русское. Он заменил собою предалтарную преграду византийских и русских храмов домонгольского периода. Ограничиваясь в самом начале одним ярусом “местных” икон, иконостас быстро стал расти, достигая грандиозных размеров многоярусных сооружений. Иконостас не только отделяет алтарь от остальной части храма, но выполняет и более сложную функцию. Обращенный к молящимся, заполняющим храм, иконостас представляет собою как бы раскрытую для чтения книгу, содержание которой начертано в изобразительных образах. В течение всего богослужения молящийся видит перед собою в развернутом виде зрительно-воплощенную картину Библии старого и нового Завета. Над “местными” иконами нижнего яруса возвышается “праздничный ярус” с иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Затем идет “деисусный” ярус, с изображением в центре Христа, сидящего на престоле, с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей и следуемыми за ними святителями. Еще выше находится “апостоль­ский” ярус, “пророческий”, “ветхозаветный” и т.д. Над Царскими вратами помещается изображение “Тайной вечери”, а на створках врат Благовещение и четыре евангелиста. Таким образом, вся история Церкви в ее главных моментах представлена в иконостасе и раскрыта взору молящихся.

Несмотря на некоторые неточности (праздничный ярус в классическом варианте идет выше деисусного, апостольского как такового нет, он входит в состав деисусного, а есть пророческий и праотеческий), здесь Тарабукиным впервые дана оценка иконостаса в его вселенском смысле.


Последний раз редактировалось: Полина (21-10-2006, 15:09), всего редактировалось 1 раз




Полина

Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 21-10-2006, 15:08    

В современной искусствоведческой литературе до сих пор не появилось публикаций, которые бы подробно и систематически объясняли устройство иконостаса, всех его чинов, смысл и особенности их иконографии.

Наиболее полными работами в этом направлении считаются работа П.А.Флоренского "Иконостас" (по лекциям 1918 года в МДА) http://www.magister.msk.ru/library/phil ... oren02.htm
а также глава из книги Л.А.Успенского"Богословие иконы Православной Церкви", гл.XII. Исихазм и расцвет русского искусства:
http://www.pravbeseda.ru/www/library/in ... ook&id=758
Цитата:
Одним из наиболее значительных плодов исихастского расцвета в России, расцвета не только святости и церковного искусства, но и литургического творчества, является иконостас в своей классической форме.
Как в Византии, так и на Руси в это время мы видим попытки разъяснить смысл Таинства Евхаристии путем иллюстрации некоторых моментов литургии. Однако одновременно с этими попытками и как бы в ответ на них развивается преграда, отделяющая алтарь отсредней части храма. Преграда эта превращается в многоярусный иконостас и становится одной из основных принадлежностей Православной Церкви. Она скрывает алтарь от взгляда верующих. В наше время иконостас часто представляется ненужным; он шокирует, и притом не только инославных, но подчас и некоторых православных. Поэтому нам представляется полезным вкратце остановиться на иконографическом содержании иконостаса и его смысле, попытаться показать проявившуюся в нем силу и точность выражения, свойственную исихазму, В своей классической форме, завершенной в XV веке, иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом.
Верхний ряд, или чин, праотеческий, представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева, период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. В середине этого яруса помещается образ Святой Троицы - явление Аврааму у дуба Мамврийского, как первый завет Бога с человеком и первое откровение Триединого Бога.
Ниже - ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа, период подзаконный. Он состоит из изображений пророков, также с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. В центре этого ряда образ Знамения Богоматери - образное переложение пророчества Исаии (7:14): Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве пришлет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил; ...еже есть сказаемо, с нами Бог (Мф.1:23).
Оба эти ряда показывают предображение Церкви Новозаветной, ее предуготовление в предках Христа по плоти и предвозвещение в пророках. Таким образом, икона Боговоплощения посреди пророческого ряда указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. Каждый из этих чинов представляет определенный период Священной истории, подготовительный процесс во времени, и каждый соотносится со своим центральным образом - вершиной предуготовлений и пророчеств.
Следующий ярус иконостаса - праздничный; он представляет собою период новозаветный, благодатный, выражая исполнение того, что предвозвещено в верхних рядах: «Один Завет говорил о Христе, другой же совершил; один написал в образах, другой ясно показал Истину». Здесь изображены те события Нового Завета, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно празднуются Церковью, как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения .
Следующий ряд иконостаса называется деисисным (деисис значит молитва). Здесь Ангелы и святые - Апостолы, их преемники - святители, преподобные, мученики и т.д. в определенном порядке присоединяются к центральной теме - деисису в соответственном смысле - трехчастной иконе, где по сторонам Спасителя стоят в молитвенной позе Богоматерь (справа от Него) и Предтеча слева . Весь чин этот есть не что иное, как развернутый деисис. Он являет результат Боговоплощения и Сошествия Святого Духа, исполнение Новозаветной Церкви, то есть осуществление того, что показано в трех верхних рядах иконостаса. Этот чин является поэтому центральной и главнейшей его частью. Основная тема его - моление Церкви за мир. Это - эсхатологический аспект Церкви.
Нижний ярус иконостаса - местный: по обеим сторонам от царских врат помещаются две большие иконы, обычно Спасителя, и направо от Него (налево от зрителя) Богоматери с Младенцем. Из этого правила бывают исключения, и икона Спасителя иногда заменяется храмовой иконой. Перед этими двумя иконами читаются включенные во входные молитвы (очевидно, после иконоборчества) исповедание образа Спасителя перед самим этим образом и обращение к Божией Матери перед Ее иконой. Эти местные иконы представляют собой предмет наиболее непосредственного общения и почитания: к ним прикладываются, перед ними ставят свечи и т.д.


Полина

Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 22-10-2006, 20:04    

Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, чтó по тý сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы.
По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полу-слепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос. Конечно, этот крик лишен всех тонких и богатых средств выразительности, которыми обладает спокойная речь; но кто же виноват, если последнюю не только не оценили, но и не заметили ее, и чтó остается тогда, кроме крика. Снимите вещественный иконостас, и тогда алтарь, как таковой, из сознания толпы вовсе исчезнет, закроется капитальною стеною. Но вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а — лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуравить окна; напротив, вынуть и стекла, ослабляющие духовный свет для тех, кто способен вообще видеть его непосредственно, образно говоря, в прозрачнейшем безвоздушном пространстве, — это значит научиться дышать эфиром и жить в свете славы Божией; тогда, когда это будет, вещественный иконостас сам собою упразднится, с упразднением всего образа мира сего и с упразднением даже веры и надежды и с созерцанием чистою любовию вечной славы Божией.
П.Флоренский "Иконостас"


Полина

Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 09-11-2006, 20:45    


Чтобы подробнее рассказать о "катапетасме" - завеси, скрывавшей "Святая Святых", нужно обратиться к истории. Храм, существовавший во времена Христа в Иерусалиме - это так называемый "второй" храм, построенный на месте разрушенного храма Соломона. Существует распространенное мнение, согласно которому этот храм был точной копией храма, построенного царем Соломоном. Это не совсем верно. И, хотя изначально второй храм действительно был задуман как повторение первого, различий между ними было намного больше, чем сходства.

Храм Соломона был, по современным меркам, не так уж велик: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но при столь скромных размерах храм был невероятно дорогим сооружением, поскольку практически весь был покрыт золотом и резными панелями из дорогих пород дерева. Внутреннее убранство составляли литые украшения из золота и драгоценных камней. Все богатство израильского народа в эпоху его величайшего расцвета было использовано Соломоном для этого строительства. Но, конечно же, не роскошь отделки была главной ценностью храма. Главной святыней Дома Божия был Ковчег Завета, в котором хранились скрижали – каменные доски, на которых были высечены заповеди, данные Богом народу Израиля через пророка Моисея. Ковчег находился в Святая Святых – самой главной части храма. При освящении храма происходили удивительные явления. Вот как об этом говорит Библия: "Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа…" Облако славы Божией стояло над ковчегом несколько столетий. Первосвященники, обращавшиеся к Богу, слышали голос с неба, возвещавший волю Господа. Любой человек, войдя в храм, построенный Соломоном, ощущал реальность Божьего присутствия. Так продолжалось до тех пор, пока грехи израильского народа не отвратили от него милость Господа. В 587 г. до Р.Х. войска вавилонского царя Навуходоносора захватили Иерусалим и разрушили Храм Соломона. Большинство жителей Израиля были угнаны в рабство, и находились там почти пятьдесят лет, пока персидский царь Кир не позволил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, разрешив им восстановить Храм. Израильтяне тотчас же принялись за работу, но вскоре их энтузиазм угас. Только упреки пророков Аггея и Захарии побудили их продолжить строительство, и в 515 г. до Р.Х. второй Храм был построен. Он во всем повторял планировку первого, но конечно же, уступал ему в роскоши. Народ, вернувшийся после многолетнего пленения на свою разоренную и опустошенную землю, был не в силах украсить свой Храм так, как сделал это при Соломоне, во времена своего расцвета и благоденствия. Иудеи очень печалились о скудости строящегося ими Дома Божия, но Господь утешил их, возвестив через пророка Аггея: "…Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего".


Полина


Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 09-11-2006, 21:39    


Пять столетий храм простоял без существенных изменений. Но в 19 г. до Р.Х. царь Ирод Великий начал грандиозную реконструкцию храмового комплекса. Незаконно захвативший иудейский престол Ирод, который даже не был евреем по крови, хотел завоевать симпатии народа и всем показать свое усердие к главной иудейской святыне. Основное здание храма было перестроено уже около 9 г. до Р.Х., но работы продолжались еще несколько десятилетий. Обновленный храм вдвое превосходил предыдущие по размерам и высоте, а по количеству украшавшего его золота вряд ли уступал храму Соломона. Самая впечатляющая деталь нового храма - платформа площадью 14 га - частично сохранилась до наших дней. На ней собирались паломники и приносились жертвы. Для устройства платформы Ирод расширил вершину храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Один из его углов, вероятно, и был тем "крылом храма", с которого сатана, искушая Христа, предлагал Ему броситься вниз.

Ирод щедро отпускал на строительство средства из царской казны, и даже римский император жаловал храм своими дарами - из Рима для храма были доставлены огромные плиты белого мрамора. Некоторые из них достигали колоссальных размеров. Вероятно, на них и обращали Апостолы внимание Спасителя, говоря: "Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!" Этим строительством Ирод хотел укрепить свой авторитет среди иудеев. И, наверное, достиг цели. Обновленный храм стал предметом гордости и восхищения всего еврейского народа, так как действительно превосходил своим великолепием даже роскошный храм Соломона. Но не в размерах и не в богатстве убранства было главное отличие храма, перестроенного Иродом, от первого Иерусалимского храма.

"Святое Святых", главное помещение второго храма, было отделено от мира плотной завесой из тяжелой ткани. Никто не смел входить туда, и лишь первосвященник один раз в году имел право молиться за таинственной завесой. По античному миру ходили самые нелепые слухи о том, что же находится в самом сакральном месте иудейской религии. Язычники были уверены, что там находится статуя иудейского Бога. И когда в 63 г. до Р.Х. римский полководец Гней Помпей захватил Иерусалим, он на правах победителя потребовал, чтобы его отвели во "Святое Святых". Но войдя туда, Помпей был поражен и разочарован. Он ожидал там увидеть что угодно, кроме того, что ему вдруг открылось. "Святое Святых" оказалось небольшой пустой комнатой без окон, в которой вообще ничего не было. Это и было главное отличие второго храма от первого.


Полина


Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 09-11-2006, 21:46    

Освящение второго храма не было отмечено проявлением сверхъестественного могущества, как это происходило в первом храме. Огонь с неба не уничтожил жертву на жертвеннике. Облако славы Божией не сошло, чтобы наполнить новое святилище. Оно больше не покоилось между золотыми херувимами во "Святом Святых"; там не было ни Ковчега Завета, ни престола благодати, ни скрижалей. И голос с Неба не раздавался в ответ на слова священника, вопрошавшего о воле Господа. Но в чем же тогда была слава второго храма?

Первый храм мечтал построить царь Давид-псалмопевец и не смог сделать этого. Вот его горькие слова: "Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь". Если уж пророк Давид был признан Господом недостойным строить храм, то что можно сказать о царе Ироде, который в поисках родившегося Христа залил город Вифлеем кровью малолетних детей и на все времена сделал свое имя символом убийства и бессмысленной жестокости? Не богатые дары языческого императора и щедрость царя-детоубийцы должны были сделать второй Иерусалимский храм более славным, чем первый. Главной святыней нового храма должен был стать Тот, о ком Бог через пророка Аггея сказал: "…и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф". Этот храм был построен для того, чтобы по исполнении времен в него вошел Христос, воплотившийся Бог, которому полтора тысячелетия поклонялся народ Израиля.

Иудеи гордились своим храмом, но гордость и стремление к земному величию ослепили их разум, а истинное значение пророческих слов осталось для них неразгаданным. Второй храм был освящен не облаком славы Господней, но непосредственным присутствием Того, в Ком обитала вся полнота Божества, Кто был Богом во плоти. "Желаемый всеми народами" пришел в храм и, как Муж из Назарета, учил и исцелял в его святых дворах. Только Божественное присутствие Христа делало второй храм более славным, чем первый.

Но Израиль отверг предлагаемый Небом дар. В тот день, когда Учитель навсегда покинул Иерусалимский храм, вместе с Ним от храма отошла и слава Его. При этом исполнились слова Спасителя: "Се, оставляется вам дом ваш пуст".

Через три дня Желаемый всеми народами был распят по беззаконному приговору иудейских старейшин. В то мгновение, когда Спаситель умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам и открыла всему миру пустоту иудейского святилища, так поразившую когда-то Помпея.

Со смертью Христа умерла и сама религия иудеев, так как все, что она обещала миру - оказалось исполненным. С Воскресением Христовым в мир пришла новая вера, в которой уже все народы Земли могли соединиться со своим Создателем.
О этом пишет ап. Иоанн Богослов в Откровении: "...И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр.5:10).
В античном мире лишь священники имели право приближаться к Святая Святых. Иисус Христос открыл всем людям путь к Богу. Каждый человек становится священником - в том смысле, что он имеет право доступа к Богу.


Полина


Зарегистрирован: 16.10.2006
Сообщения: 26
Откуда: Irkutsk
   
Сообщение: 13-11-2006, 08:44    

Право доступа к Богу - вот что нам раскрывает иконостас во всей полноте. И вот что важно - это право человеком получено по взаимному с Богом согласию, об этом нам говорит икона Благовещения, помещаемая на Царских вратах. Иконографический сюжет Благовещения, помимо Евангелия от Луки (1:26-38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1-10, 11:1-9):

X. Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, Она вернулась в Свой дом.

XI. И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его".

Присутствующий в композиции Благовещения мотив прядения пурпура имеет глубоко символическое значение, которое открывается нам в Великом каноне прп. Андрея Критского, где оно сопоставляется с созданием плоти Христовой: "яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася" (Богородичен 8-й песни).

В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя (через Слово Божие, и через согласие человека принять Его) отверзает человечеству райские двери - Царские врата, изображение Благовещения помещается на двух створках Царских врат иконостаса.
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от AdminKa »

Оффлайн Полина

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 50
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Иконостас
« Ответ #2 : Декабря 09, 2006, 12:27:19 pm »

Конец XV - начало XVI века
Центральная Русь
Дерево, левкас, темпера


Ниже на Царских вратах размещены иконы четырех евангелистов. Мы приглашены на Трапезу. Слово стало плотью, а апостолы нам это возвещают, и приглашают нас соединиться, стать частью этой плоти, причастниками.

"В фигурах евангелистов на царских вратах мы можем наблюдать изображение тех чувств, которые вызываются этим откровением света в святых, озаренных душах. Тут нам приходится отметить одну из самых парадоксальных черт русской иконописи.

Казалось бы, световая радуга и полуденное сияние, окружающее евангелистов, есть прежде всего - праздник для глаза. И, однако, всмотритесь внимательно в позы евангелистов; всем существом своим они выражают настроение человека, который смотрит, но не видит, ибо он весь погружен в слух и в записывание слышанного. Посмотрите на дугообразно согнутые спины этих пишущих апостолов - это позы покорных исполнителей воли Божией, пассивных человеческих орудий откровения. В изображениях евангелиста Иоанна, наиболее ярких и наиболее мистических изо всех, а потому и наиболее типичных для русского религиозного мирочувствия, эта черта подчеркивается еще одной замечательной подробностью.

Иоанн не пишет, а диктует своему ученику Прохору. Мы видим у него тот же изгиб спины человека, беззаветно отдающегося откровению. И что же, этот диктующий учитель Слова находит себе послушное орудие в лице ученика, который всей своей позой выражает безграничную, слепую покорность: это - как бы человеческое эхо апостола, которое безотчетно его повторяет и бессознательно воспроизводит, а иногда даже преувеличивает самый изгиб его спины.

Но не в одной этой покорности выражается психология человеческой души, переживающей процесс откровения. Высшим обнаружением этой психологии является, без сомнения, тот внутренний слух, которому дано слышать неизреченное. Этот слух в нашей иконописи передается весьма различными способами. Иногда это - поворот головы евангелиста, оторвавшегося от работы, к невидимому для него свету или гению-вдохновителю; поворот неполный, словно евангелист обращается к свету не взглядом, а слухом. Иногда это даже не поворот, а поза человека, всецело углубленного в себя, слушающего какой-то внутренний, неизвестно откуда исходящий голос, который не может быть локализован в пространстве. Но всегда это прислушивание изображается в иконописи, как поворот к невидимому. Отсюда у евангелистов это потустороннее выражение очей, которые не видят окружающего.

Самый свет, которым они освещены, получает, через сопоставление с их фигурами, своеобразное символическое значение. Это радужное и полуденное сияние, которое воспринимается не зрением апостолов, а как бы их внутренним слухом, тем самым одухотворяется: это - потусторонний, звучащий свет солнечной мистики, преобразившейся в мистику светоносного Слова. Недаром Слово в Евангелии Иоанна именуется светом, который во тьме светит".
Умозрение в красках. Два мира в русской иконописи. Е.Н Трубецкой
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t ... ie/10.html
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Полина »

Оффлайн Пётр

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 15
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://korzunovo.ru
(Нет темы)
« Ответ #3 : Декабря 25, 2006, 10:34:04 am »
Ребята, а я работаю на производстве икон и иконостасов. И к вашему вниманию предлагаю посмотреть как устанавливается иконостас:
это план

начало

это мы: Володя, Саша и я в синей майке

отец Георгий
 
каркас 1

каркас 2

затем мы фанеру сняли, покрасили, вырезали рамки и колоны, но как мы потрудились над царскими вратами...

скоро покажу полное окончание работы
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Пётр »
В начале было слово...

Оффлайн Наталья

  • Жительница форума
  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 835
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
(Нет темы)
« Ответ #4 : Декабря 29, 2006, 02:31:07 am »
Как здорово, красиво-то как! Я не могу объяснить это для себя, но мне очень нравятся еще недостроенные или реставрирующиеся храмы - наверное, потому что там просторно и светло, а может и не поэтому, а все предыдущее про иконостас, не читала, просто с Музыки пришла на Иконостас.
А я работаю в храме, который сейчас на реставрации - он, бедненький, был совсем замученый, исписанный, но такой красивый, восемнадцатого века - для нас это древний храм - город сравнительно молодой - чуть больше трехсот годков. Вот. В этом храме тоже очень светло и красиво- меня туда как магнитом тянуло, мы там лазили, когда еще никакой реставрации не было. А теперь я его историк и хронолог. Слава Богу!
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Наталья »
Наше небо...

Оффлайн Полина

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 50
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
(Нет темы)
« Ответ #5 : Января 01, 2007, 02:35:55 pm »
Цитировать
скоро покажу полное окончание работы


Здравствуйте, Петр!  С Новым годом! Как приятно знать, что Россия возрождается, и в ее преображении не последняя роль отведена молодым. Какая у вас интересная и сложная работа! Бог в помощь.
В Иркутске большинство церквей стоят с XVIII века, и иконостасы в них тоже в барочном стиле. А традиционных, тябловых, о которых я рассказываю в теме, вообще немного осталось, и встречаются они в основном в северных областях России.

В церквах древней Руси тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. "Тайная вечеря" - символ Таинства Евхаристии. Иногда икона Тайной Вечери может быть заменена на изображение Евхаристии.

Евхаристия (греч. ευχαριστία - благодарение), святое причастие - главнейшее Таинство, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения - Литургии.

По учению Православной Церкви, в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы, которое совершается во время так называемой совершительной евхаристической молитвы, когда иерей призывает Духа Святого на предлежащие Дары. Таинство Евхаристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство это может совершаться лишь в храме, а в случае каких-либо особых обстоятельств и в обычном помещении, но непременно на антиминсе.

Согласно учению св. отцов, Евхаристия - это «таинство таинств», ежедневное реальное повторение воплощения Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, которое, как писал в XV веке Симеон Солунский, является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний». Евхаристия - это жертва о всех и за вся, повторение голгофского жертвоприношения, «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век). Это - благодарственная (отсюда и название - «благодарение») жертва Богу.

Наконец, Евхаристия - это и «небесная Литургия», вечная евхаристическая жертва, начавшаяся в недрах Святой Троицы от вечности и длящаяся постоянно. Священник во время богослужения «мысленно созерцает небесную службу», а мы, - указывает патриарх Герман, - «уже не на земле, а на небе предстоим царскому престолу Бога». Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и совершается одновременно «как горе, так и долу».

В учении Дионисия Ареопагита об иерархии Евхаристия является соединительным звеном между двумя несоизмеримыми и несовместимыми уровнями бытия - небесным и земным. В акте таинства Евхаристии, являющейся особым «образом» Истины, совершается, по Дионисию, передача непонятийной информации от небесной иерархии к земной. Своеобразие этого образа пояснил архиепископ Симеон Солунский, который подчеркнул, что литургический образ (ειχων) - это такой «образ Архетипа», который «обладает его силой», поэтому евхаристические хлеб и вино - «не образ, но сама Истина»; а в «умозрительном» отношении причащение, по Максиму Исповеднику, означает «простое ведение» умонепостигаемого.

В церковно-славянском словаре разъясняется, что Св. Евхаристия есть
1) благодарственная жертва за святых, т.е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знамением креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, - что восприял их от нас в церковь первородных, и упокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам в предстательство и помощь пред своим престолом;

2) Умилостивительная жертва об усопших; она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную;

3) Очистительная жертва о живых т.е. о всех живых христианах.



Преподобный Андрей Рублев.
Приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых.
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Полина »

Оффлайн Пётр

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 15
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • http://korzunovo.ru
(Нет темы)
« Ответ #6 : Января 11, 2007, 05:27:22 am »
О, у нас такой же в храме...
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Пётр »
В начале было слово...

Оффлайн Анна

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 142
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
(Нет темы)
« Ответ #7 : Марта 27, 2007, 11:48:14 pm »
Люди!подскажите,если кто знает,где у нас иконописи учат(всмысле,в каких городах есть хорошие иконописные школы)?
« Последнее редактирование: Января 01, 1970, 09:00:00 am от Анна »